Так вот, касательно Азор Ахая. Что нам про него вообще известно?
Герой должен появиться на свет после долгого лета, когда звезды прольют кровь. Тогда зло, холод и тьма спустятся на землю[6]. Азор Ахай родится среди дыма и соли и пробудит драконов из камня. Он вновь обретет «огненный меч» Светозарный и будет противостоять тьме. Тьма расступится перед ним, и сама смерть преклонит пред Азором Ахаем колени. Если возрожденный Азор Ахай потерпит неудачу, мир погибнет; если же он победит, настанет лето, которому не будет конца, и те, кто падет, сражаясь за него, переродятся заново[7].
Мы сразу же видим одну проблему: никто из героев не рождался после Долгого Лета. Наоборот, и Джон, и Дейнерис родились в разгар Зимы, когда происходило Восстание Баратеона. Но это надо понимать иносказательно: никто не рождается героем, героями становятся. И действительно, Дени пробудила драконов в последний год Долгого Лета, длившегося 11 лет, самого долгого на памяти живущих. Звёзды, пролившие кровь - это явное указание на Красную Комету, похожую на истекающую кровью звезду. Она появилась буквально за секунду до того, как Дени вошла в погребальный костёр Дрого, и вполне очевидно, что звезда была послана именно ей. И именно её из всех героев звезда привела к спасению - именно комета указала путь к Вейес Толорро, без которого и Дени, и её кхалассар погибли бы от жажды.
Со злом, холодом и тьмой тоже всё понятно. Это Иные, а в более широком смысле, та война и порождённые ею монстры, что охватили Вестерос. Интересно, что Иные пришли первыми, они были первой магической силой, вернувшейся в мир. Рождение же драконов - ответная реакция, соблюдение баланса стихий. Дальше пресловутые дым и соль. Из всех героев ПЛИО, среди дыма и соли родилась только Дени. Мелисандра видела её рождение в огне, но неверно поняла. Она решила, что там родился Станнис, и Станнис действительно был тогда на ДК... но не рождался, а осаждал крепость, в которой родилась Дейнерис. Так из-за простой ошибки в видении появился ложный Азор Ахай. Но есть и ещё один интересный нюанс.
Как было сказано ранее, "рождение" следует понимать иносказательно. Дейнерис не родилась в 299 году З.Э., она в том году стала Азор Ахаем. Следовательно, дело не в физическом рождении среди дыма и соли, а в иносказательном. Более того, Дени могла даже и не рождаться на Драконьем Камне. Я уже ранее приводил свою теорию о Рейгар+Лианна = Дейнерис, но есть и другой аргумент: Мартин говорил, что дом с красной дверью и лимонной дерево, которые у Дени ассоциируются с детством, играют большую роль в сюжете. Гораздо большую, чем может показаться на первый взгляд.
Так что детство Дени могло пройти вовсе не в Браавосе, а в Дорне. Но это уже тривия, а мы, тем временем, о дыме и соли. Когда Джон умирал (или был тяжело ранен) своими братьями, его кровь дымилась на снегу, а Боэун Марш проливал слёзы (соль). Что если смерть Джона на самом деле его рождение как Азор Ахая? Уже второго по счёту, дополняющего первого, то есть Дени.
Едем дальше. С драконами из камня всё вполне очевидно, их пробудила Дейнерис. Главная заковыка со Светозарным. Для начала, откуда такая уверенность, что это именно меч? В смысле, кусок металла с горючими свойствами. У Берика Дондариона тоже был горящий меч, но его вроде пока никто в спасители мира не записывал. Так и помер, ни единого Иного в жизни не сразив. Да и как может один единственный меч, пускай даже и уникальный, помочь в борьбе с целой расой ледяных некромантов и их ручных зомбаков? И совсем другое дело - драконы. Драконы - это и есть огненный меч, тот самый Светозарный. Не случайно старики подмечали, что с уходом драконов из мира, зимы стали длиннее, а дни короче. Драконы - это воплощённый огонь, жизнь и рассвет. Равно как Иные - воплощённый холод, смерть и закат.
И, наконец, расступившаяся тьма и преклонившаяся смерть. Это равно относится и к Дейнерис, и к Джону. С Джоном понятно, куда интереснее с Дейнерис. Я считаю, что после родов Рейго и теней Мирри, Дени оказалась на границе между жизнью и смертью. Фактически, она должна была умереть, атакованная тенями мейеги. Но основной удар на себя принял Рейго, и Дейнерис вернулась к жизни. В своём сне после теней, она ощущала приближающийся к ней холод - смерть, и ей удалось убежать от неё, а затем в том же сне она преобразилась в дракона и смогла вырваться из сна, долетев до Красной Двери. Красная Дверь - это выход из мира мёртвых, последний шанс.
Таким образом, Азор Ахая у нас два, но они есть одно целое. Джон и Дейнерис.