26418,9 написал(а):В-третьих, могли "взрослые играть". Сердце заговора - Тайвин и Аррен, а Роберт - такая же жертва, чьей любовью и доверием воспользовались, чтобы через него захватить королевство.
В-четвертых, может быть и долгая интрига Блекфайров и Иллирио. В этом случае так же возможно применение и зелий, и даже магии, перехват писем, подставные мейстеры и септоны.
Мне кажется, именно это и есть та самая ложь. То есть официальная версия Восстания сильно отличается от того, что было не только в деталях и мотивациях основных действующих лиц, а именно в сути происходившего. В общем-то, добровольное бегство Лианны никак не отменяет причин и мотивов Восстания. С точки зрения традиционного вестеросского общества, в котором женщина не субъектна, то есть не может сама решать, за кого ей выходить замуж, Рейгар всё равно оказывается похитителем, оскорбившим Старков и Баратеонов. Основной мотив никуда не девается, и тут даже скорее не ложь, а неправильное восприятие случившегося - которое, с точки зрения вестероссцев, как раз-таки правильное.
И совсем другое дело, если Восстание было результатом многолетних трудов и интриг разных фракций, а Роберт на самом деле был вовсе не героем-любовником, сокрушившим трёхсотлетнюю династию в порыве страсти и жажды мести, а обычной пешкой, разменной монетой в руках хладнокровных манипуляторов. Если Эйрис был вовсе не тираном-чудовищем, а жертвой тех же самых манипуляторов, которые на протяжении многих лет толкали его за грань, доведя в итоге до безумия. Если Джон Аррен был вовсе не добродетельным идеализированным лордом, вставшим против тирании и несправедливости ради воспитанников, а одним из тех самых манипуляторов, рвущихся к власти. Вот это действительно меняет восприятие тех событий и подрывает миф о правой войне, на котором и держался режим Баратеонов.
Любой власти нужен источник легитимности. Великие Дома легитимизируются через древнюю традицию, идущую от мифов и легенд. В этом смысле они немного напоминают японских Тенно, возводящих свой род к богине солнца Аматерасу, и старые готские династии Амаллов и Балтов, претендовавших на происхождение от Одина. Через этот же принцип идёт легитимность их знаменосцев - они все отсчитывают своё правление от Эры Героев. Это очень важно в традиционном обществе - иметь правильное происхождение, ведь если твой предок был богом, полубогом или героем, то в тебе его кровь и ты как бы наследуешь его величие. Таргариены обосновывали свою власть не столько на драконах, сколько на образе спасителей Вестероса от хаоса и раздоров. Дескать, до нас тут и трава-то вырасти между войнами не успевала, а мы пришли и порядок навели. Примерно так работала пропаганда ранних Романовых после Смуты. Плюс опять же происхождение от Древней Валирии, а древность и божественные корни вестероссцы очень уважают. А вот у Баратеонов с этим некоторые проблемы.
Во-первых, они в Вестеросе всего триста лет и, в отличие от Таргариенов, никогда не летали на драконах и не имеют валирийской внешности. Орис Баратеон предположительно был бастардом Таргариенов, но незаконнорожденность в Вестеросе - скорее очерняющий фактор. Потому и был создан миф о справедливом восстании, образы Роберта и его соратников были героизированы до предела. Легитимность Баратеоны черпали из тех же источников, что английские Ланкастеры, Йорки и Тюдоры. До нас страной правил недалёкий тиран, который вёл её к гибели, но пришли мы и всех спасли. Если лишить династию даже этого мифа, карточный домик посыплется.
Я вижу в Восстании игру как минимум трёх фракций: альянс Великих Домов под началом Джона Аррена и Цитадели, причудливый союз ужа и ежа в лице Рейгара и Тайвина, и партию Блэкфайров Вариса. Аррен, судя по всему, изначально был настроен не против Эйриса, а против Тайвина, ведь именно он был его главным препятствием к посту Десницы и государственной власти. Позиция Ланнистеров у трона не могла не бесить другие Великие Дома, особенно Баратеонов и Талли, которые традиционно занимали важнейшие роли в таргариенской администрации. Надо думать, Аррен сыграл на раздражении лордов Стефана и Хостера, а также на амбициях Рикарда, которого явно не устраивала роль провинциального лорда снега и волков. В роли медиаторов союза выступили мейстеры, за которыми вполне отчёливо маячит рука дома Хайтауэров, чьи цели остаются прежними со времён Восстания Святых Воинств - возвращение центра политической власти в Старомест.
Тайвин и Рейгар больше волновались по поводу Эйриса. Рейгару очевидно был бы выгоднее брак с Серсеей, поскольку это это давало бы ему всю мощь Кастерли Рок и неограниченный кредит в деньгах. Отец подорвал его планы на будущее, навязав дорнийский брак. Рейгар получил мало того что слабый дом в союзники, так ещё и болезненную жену. Мотивы Тайвина ещё более очевидны: он хотел быть правителем государства и слишком самостоятельный Эйрис ему был нафиг не нужен. Рейгар в данной ситуации был естественным союзником, ведь у Аррена он бы явно сочувствия не нашёл. Конечно, в случае победы Рейгар и Тайвин немедля вцепились бы друг другу в глотки, но это уж издержки политики. Турнир в Харренхолле, однако, явно замышлялся как неформальный Великий Совет, на котором Рейгар собирался заключить тактический союз с Арреном и его сторонниками ради устранения отца. Заключив такой союз, он получал возможность лавировать между Ланнистерами и Арренами, в итоге оставаясь в выигрыше.
Но в игре ещё был и Варис. Как ни странно, но из всех фракций именно Блэкфайрам было выгодно, чтобы Эйрис как можно дольше оставался у власти. Они, судя по всему, намеревались провернуть своё Восстание Баратеона, только под знаменем чёрного дракона. Союз между Великим Домами и Рейгаром был для них катастрофой. Полагаю, именно Варис убедил Эйриса принять Джейме в Королевскую Гвардию. Ход этот гениален. Все знали, что КГ - это практически личные преторианцы принца Рейгара, и именно он решает, кто там будет служить (вряд ли случайно так вышло, что все гвардейцы - лучшие друзья крон-принца). Что должен был подумать Тайвин? Да что Рейгар его элементарно подставил, предал и разыграл в тёмную. Что за его спиной Рейгар сговорился с Эйрисом и Арреном, дабы избавиться от Ланнистеров.
А вот дальше начинается главная загадка - бегство Рейгара и Лианны. Моя теория на этот счёт довольно тривиальна. Нет, я не отрицаю мистических мотивов с зачатием Обещанного Принца, но вряд ли Рейгар руководствовался только ими. Лишившись поддержки Тайвина, Рейгар стал политическим трупом. Смысла сговариваться с ним у Аррена больше не было. И тогда крон-принц идёт на откровенную провокацию: очаровывает Лианну и уговаривает её бежать с ним, после чего укрывается в надёжном месте. Для Аррена это шанс, которым грех не воспользоваться. Прекрасно понимая, что за человек Эйрис и какие у него настроения, он через мейстеров грамотно подаёт ситуацию Старкам. Рассчитывая, что они либо первыми поднимут восстание, либо поедут разбираться в столицу. Он сознательно жертвует пешками, разменивая старших Старков на идеальный повод к восстанию. Гибель Рикарда и Брандона никак не мешают его делу, скорее наоборот - лордом становится Нед, преданный ему всей душой и абсолютно послушный, в отличие от амбициозного Рикарда и буйного Брандона.
План Рейгара прост: дождаться, пока мятежники и лоялисты обескровят друг друга, а потом явиться спасителем на белом коне, подавить Восстание и сместить отца с трона. Интересно, что он, похоже, всё ещё рассчитывал на Тайвина и запросил у него помощи. И Рейгар почти победил. Если бы не воля случая на Трезубце, он мог бы выиграть всё одним махом. Лишившись харизматичного лидера, Аррену пришлось бы заключить мир, Ланнистеры бы встали на сторону победителя, а Талли, надо думать, тоже призадумались бы о своём будущем. Это определённо был Босфорт, планы обеих сторон зависели от исхода генерального сражения.
Гибель Рейгара поставила точку в его планах и перспективах Таргариенов. Тайвин действительно встал на сторону победителей, но настоящим победителем вышел не он, а Джон Аррен. Полагаю, между старым Десницей и новым был заключён непростой договор - Северный Альянс забывает о прошлом, а Ланнистеры получают свою королеву, но сам Тайвин держится как можно дальше от столицы, и Джейме остаётся гвардейцем (и заложником, если что-то пойдёт не так). Самое интересное в этой ситуации - примирение с Варисом. Человека, который был причастен ко всем преступлениям Эйриса, не только сохранил жизнь, но и пост при дворе. На первый взгляд, решение необъяснимое, но...
Джон Аррен, в первую очередь, был блестящим политиком. Мизинец - лишь бледное отражение амбиций его великого учителя. Именно Аррен был главным адвокатом Визериса и Дени при дворе, именно Аррен поехал в Дорн и вернулся с мирным соглашением. Как раз в то время, когда Мартеллы уже сосватали за Визериса Арианну. Надо думать, династия Баратеонов Аррена волновала постольку-поскольку. Джон не собирался повторять судьбу Тайвина с непокорным королём, а потому не клал все яйца в одну корзину. Возможно, он рассматривал в случае необходимости реставрацию Таргариенов. И переживи он Роберта, именно этим всё могло бы и кончиться: под предлогом незаконнорожденности Джоффри и Томмена, он возвёл бы на престол Визериса. Станнис был бы недоволен, но что он мог бы возразить? Законная династия возвращается на престол, всё по правилам. Скрипи себе зубками дальше и готовься вернуть ДК законным владельцам. А если Аррена не устроил бы Визерис, в ход пошёл бы Грифёнок. Затем и нужен был союз с Варисом и Блэкфайрами.
Вот так я вижу игру престолов за кулисами Восстания Баратеона. Хотя, не сомневаюсь, Дедушка придумал кое-что поинтересней.