26577,3 написал(а):Получается, Игра Престолов, на самом деле, всё это время была игрой в казино? smalimg Вообще, так уж вышло, что начиная где-то с четвёртого сезона в сериале начисто исчезают мотивации игроков. Последними персонажами, у которых были понятные и внятные конечные цели были Робб и Тайвин. ДиДы очень много говорили про борьбу за власть, но не объясняли, зачем все эти люди за неё борются. В книгах всё понятно: Великие Дома сражаются, в первую очередь, ради выживания и благосостояния своих будущих поколений. Исключением был Станнис, боровшийся, в первую очередь, со своими комплексами, и только через это боровшийся за трон. На фоне большинства игроков выделяли Джон и Дени, у которых, в отличие от остальных, цели были не эгоистичными, а направленными на общественное благо. В случае Джона - на защиту от Иных, в случае с Дени - на защиту от угнетения.
В сериале же всё как-то резко смешалось. Власть стала самоцелью, и никто даже не пытался объяснить, почему и ради чего все эти люди сражаются. Дени пытались приписать идею Сломанного Колеса, но сами её до конца не поняли. Вообще, я думаю, метафора колеса и его слома пришла от Мартина, из будущих книг. Слишком уж тонкая и сложная аллюзия для ДиДов, и не удивительно, что они не смогли её толком раскрыть. К последним сезоном стало ясно, что у всей этой игры попросту нет цели. В восьмом сезоне персонажи начали творить всевозможный беспредел чисто ради того, чтобы хоть минутку посидеть на Железном Троне. И завершилось всё шизофренической коронацией Брана - человека без целей вообще.
Мне все же кажется, там дело не столько в цели, сколько в индивидуализации, которая превращает цель (причем, любую), к которой последовательно и четко идут иногда поколением за поколением, в бред величия одного конкретного человека.
В ПЛиО лицом игроков служат их гербы, личное имя зачастую заменяет общая "фамилия". Волки пошли в атаку, Старки взбунтовались, Львы дали отпор, Ланнистеры всегда платят свои долги, Фреи нарушили законы гостеприимства, северу не нужны Болтоны итд. Имена, конечно, тоже озвучивают, но чаще всего в тесной привязке к тому самому роду. Соответственно, все цели, устремления, действия, ошибки итд оценивались, в первую очередь, с точки зрения того, как это отразится на роде. Серсея стала королевой - род Ланнистеров стал королевским. Робб погиб - Старки мертвы. Доран примирился с Арреном - Дорн и Мартеллы опустили копья.
ДиДы же внезапно, оставив философию и поведение людей, живущих кланами, начали сжимать кланы до конкретных лиц, которым отдали все, что должен был вмещать в себя этот самый клан.
Поэтому у них Санса, объясняя, почему она боится ехать в столицу, говорит не о Ланнах, а о конкретной Серсее - одинокой тетке средних лет, которая всю армию севера на раз-два разметает в одиночку и сделает с Сансой что-то страшное.
Сама Серсея после гибели Томмена сильно-независимо сидит на троне и в качестве символа ее власти - только куцая юбка. И ту придумала Клептон, которая больше вдохновлялась модой того года, чем здравой мыслью, что надо хоть как-то показать за кем сила. Хотя, например, даже в мультике "Король-лев" (проходном и без старания сделаном) сценаристов посетила светлая мысль, что для удержания и иллюстрации власти дяди Шрама нужны полчища гиен, на которых его власть и построена. А могли бы и не заморачиваться с маршем гиен и их появлениям на Скале Совета, а просто усадить одинокую снежинку Шрама на вершине. И чтобы львицы все и разом: "А, ну ок, он же мудрый, страдал и заслужил".
Тирион с Мелисандрой призывают Дени позвать не север, как огромный враждебный столице регион, и даже не Старков - Джона Сноу. Вот позови, Дени Джона, Сноу, и этот конкретный Джон Сноу тебе собственными руками проход от ДК до ЖТ пророет.
Дени точно так же воюет не с Ланнистерами или хотя бы "мятежниками". Она устраивает частную разборку с конкретной Серсеей - это Серсею она по претензии армией и драконами свергнуть не может, это одинокую Серсею она из КГ выкурить не может. Итд.
И именно из-за этого, на мой взгляд, теряется смысл всего происходящего, а Вестерос ужимается до какой-то коммуналки. Теть Серсю недолечили в доме скорби, а потому теперь студентка Санса, по-бедности снимающая соседнюю комнату, боится выйти за дверь. А вдруг тетя Серся снова начнет представлять себя безумной королевой пиромантов? За другой дверью затаились другая студентка, Дени, и брат теть Серси - дядь Тиря. Дядь Тиря прозевал обострение теть Серси, и сам едва успел убежать, а потому печален, обижен и с сестрой общаться не хочет. И вообще советует звонить его бывшему шурину, сводному брату Сансы - он работает в частном охранном агентстве и вообще парень крепкий, можно сказать размашистый. Кроме того, теть Серся его путает с каким-то своим старым поклонником и ведет себя с ним вполне прилично.
За всем этим вполуха наблюдает младший брат Сансы - Бран. Мальчик целыми сутками играет на компе так, что пишет "Трехглазый Ворон" в графе фио во всех документах. Однако же, смещение-смешение реальностей в голове не мешает ему выстроить гениальный план, ради которого не жалко проделать путь от компа до кухни: пока Джон и Дени отвлекают теть Серси, Бран ворует Серсеину кастрюлю, котлеты - Джона и макароны еще не вернувшегося с ночной подработки соседа Джендри. Смущает Брана только то, что придется делиться вторым-первым с сестрой и ее бывшим. Но, если эти двое не получат свою котлетную долю, сдадут - из зависти сдадут.
26577,3 написал(а):Арья и Санса, оторванные от стаи, постепенно растворяются в своих выдуманных личностях, творящийся вокруг хаос шаг за шагом разрушает их индивидуальность. Они выживают, но с каждым днём остаётся всё меньше их самих. Таким образом, крайний индивидуализм ведёт на деле к своей противоположности - растворению в обществе.
Но, милорд, и Арья, и Санса раз за разом пытаются сформировать свою стаю - и каждый раз понимают, что новой стае ни Арья Старк, ни Санса Старк не нужны. При этом, если в начале Саги и одна, и другая, выбирали себе стаю "по себе", то к спойлерным главам "Ветров" Санса дружит и уживается с Мией Стоун (неопрятная, пахнет мулами, не женственная, волосы стриженные кинжалом - Арья же по типажу). И не доверяет Миранде - этакой полуМарго-полуДжейни. А Арья выбирает и прислушивается в труппе к девочке в типаже Сансы - любовь, мальчики, девичьи дела. Обе же соглашаются ради ощущения стаи делать то, что дома делать отказывались - Алейна делает, что говорит отец и применяет свои навыки для пользы их "рода", Арья - покорно учится и тоже подчиняется требованиям своих "родителей"-безликих.
При этом, обе все более отчетливо понимают, что им нужен Винтерфелл и Старки.
26577,3 написал(а):С другой стороны, нам показывают и обратную сторону стайности - Ланнистеров, которые одиноки даже при том, что они вместе.
Но через Ланнистеров Мартин, на мой взгляд, как раз и иллюстрирует настоящий смысл "стая живет". Тайвин создал мощный клан - да. У рода под руководством Тайвина есть богатство, страх, в какой-то мере почитание от других семей. Но нет связи. Единственное, что объединяло семью был Тайвин - страх перед ним, привязанность к нему, желание получить от него всего да побольше. Это грело амбиции Тайвина и давало ему чувство контроля. Но семью это и губит.
Погиб Брандон - его место занял Нед, погиб Нед - Робб, а будут и Джон, и Бран, и Рикон. Потому что их так учили.
Погибни в "Ветрах" или "Грезах" Оленна, и ее место тут же займет Марго, Уиллас, Гарлан или еще кто-то из Редвинов - их всех приучили работать на общий результат.
У Ланнов так не получается, потому что Тайвин, опять же, индивидуализировал во славу своих амбиций целую группу людей. Если нет "Тайвина", значит, и "Тайвин-тим" развалился. Ту же ошибку делает Серсея - она по заветам отца и его примеру видит свою задачу в том, чтобы возвеличить себя (превзойдя Тайвина), а не удержать позицию семьи в целом. Джейме ищет свою "стаю", Киван на момент смерти умом понимал, что надо бороться за семью, но продолжал играть по заданным Тайвином условиям: Лансика обидели, Кивана расстроили, Серсея - дура, которая все...
26577,3 написал(а):ДиДы это уловили какой-то чуйкой, но там, где Мартин очевидно намеревался обратить это процесс вспять, они довели до логического итога - превращения героев в тени самих себя, без чёткой индивидуальности, скорее функции, нежели людей. И то, что у Мартина показывалось как потеря личности, в сериале стало позитивным явлением.
Возможно.
Но я пока склоняюсь к мысли, что ДиДы в силу менталитета и восприятия попытались как раз индивидуализировать целые рода. В итоге, у них не осталось ни "люди с разными характерами, но одной целью идут к ней разными путями", ни "все заняты собой, надеясь, что к их цели им дорогу проложат другие", ни даже "все перегрызлись и забили на цель/и". Только конкретные лица, которые в зависимости от ситуации, то шерстяные волчары с могучими лапищами, то ранимые ромашки, которые сами не знают, что делают.
Могу ошибаться, но это скорее из-за того, функции (а так же реакции и линии) сложнейшей структуры запихивают в одного конкретного человека.
26577,3 написал(а):А сделал, в итоге, не то Священную Римскую Империю, не то вообще Речь Посполитую.
На мой взгляд, сделал он ровно то, что сделал - бордель посреди пепелища. А вокруг этого борделя ходят под ручку овестеросившиеся дотраки, летают вороны Брандона, жгут свечки Семерым, под стенами ДЛ выстраивается очередь наемников, которые хотят стать грандлордами, растут чардеревья, потому как вроде север и не с оставшимися королевствами, а вроде как символ силы и веры короля-колдуна.
Даже в 21, толерантном и посвященном веке, такое представляется с трудом.
26577,3 написал(а):Да и до демократии Вестеросу как пешком до Луны. smalimg Нет, ДиДы, конечно, пытались представить установление элективной монархии как некий шаг к свободе, но любой, кто хоть немного знаком с историей Европы, знает, что это очень далеко от истины. Самую упоротую тиранию над крестьянством устанавливали как раз в элективных монархиях Германии, Польши и Дании, да и династия Романовых, немало сделавшая для укрепления крепостного права, тоже взошла на трон по итогам выборов на Земском Соборе.
Думаете, это ДиДы так финал и борцов за права женщин в лице Санситы приложили?
26577,3 написал(а):Впору их народными героями-мстителями объявлять.
Сталкеры. А может, и агенты Статиста, загодя подосланные разрушить канал
26577,3 написал(а):Разве что тем, что её в финале Владычицей Морской не провозгласили. smalimg
Ну так это высокое звание ни для кого в сериале ценности не имело а вот если бы завелась там какая Старуха, которая бы где-то между шуткой Тириона и гордым профилем Серсеи слала бы своего Старика к рыбке... сразу бы оказалось, что Санса - само воплощение синего моря, больше всех об этом море заботилась и заслужила. И корыто Старухино, кстати, Сансе больше идет. И со Стариком у нее химия - они красивая пара и он таааак на нее смотрел.
26577,3 написал(а):А так-то мизогиния, ломание хребтов и неспособность выстраивать нормальные отношения - это прям классические признаки современной киношной "сильной женщины".
Так об этом и речь. Люди требовали, чтобы Сансу показывали именно такой - чем они могут быть недовольны?)
26577,3 написал(а):Так что выводы неутешительны.
Меня больше смущает, что под разными фантиками подают одну тухлую начинку. Предыдущие 30+ лет право на хоть сколько-то значимую роль имела только холеная модель, которая и доктором наук в 20 лет стала, и драматически гибнет (но так, чтобы остаться очень красивым трупом), и существует в целом исключительно, чтобы показать крутость мужчины-героя. При этом, каждый ее миллиметр пристально изучался на предмет годности. И если у девицы "ресницы коротковаты" оказывались, то высокое зрительское собрание тут же заявляло, что такая, как она, недостойна быть главной героиней, а так же жалости, любви, уважения.
Теперь - то же самое собрание так же критично проверяет, чтобы ресницы не оказались длинноваты, потому что если таки длинноваты (или там героиня недостаточно мизогонична и агрессивна), то снова она "не годна".
И вот не покидает меня чувство, что нет особой разницы между "У этой актрисы не модельные параметры, она не может играть профессора" и "У этой актрисы волосы слишком густые, она не может играть профессора". В основе-то одна и та же мысль, что только некая определенная каста, объединенная общими внешними признаками, может совершить подвиг, достойна любви и уважения.
Отредактировано Меда (2021-04-16 13:58:30)