***
Пролог
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться22021-12-08 23:16:24
Признаюсь честно - в "Игре Престолов" один из самых мощных прологов, которые я видела.
Обычно, пролог - это некая картинка, которая направлена или на то, чтобы обозначить проблемы произведения, или заинтриговать читателя, или кратко ввести его в курс дела. У Мартина Пролог не только включает в себя все три пункта, но еще и является ружьем, которое стреляет в последних главах, а так же началом многих точек, прослеживающихся по всей Саге.
Через линию Ройса мы узнаем одновременно:
1) Об отношении к Дозору на Югах.
Южнее - это место, куда можно отправить лишнего сына. Пафосно так отправить, нарядив в красивую тонкую кольчугу, снабдив новым мечом, красивым собольим плащом и могучим вороным конем. Нарядили - и лишний сын лорда начинает играться, представляя, что и он Черный Брат. Судя по замечанию о том, сколько таких играющих лордиков перевидал Гаред - недолго и на свою беду.
2) О порядках Вестероса в целом.
Лорды ставят себя выше простых людей и те не смеют им возражать, простолюдинов воспитывают матери, лордов - няньки, простолюдины видят все, а лорды только себя. Уэймар легко и с полной уверенностью в своих правах командует людьми старше и опытнее себя, не прислушивается к их возражениям. Ему не жаль Гареда - он даже не понимает, в чем проблема. Как не жаль и его потерь, которые он, кажется, за потери и не считает. Брат и брат. Уши и уши. Это же всего-то простолюдин.
3) О порядках в Дозоре.
Несмотря на то, что официально на Стене не работают титулы и чины Вестероса, по факту, клятва Дозора уже не особо и работает. Ройс выделяется и одежкой, и поведением, ведет себя не так, словно он Черный Брат - самый неопытный и молодой в компании, а молодой лорденыш со слугами. И более опытные дозорные, гневаясь и считая, что он совершает ошибку, подчиняются, потому что на данном этапе положение значит больше, чем опыт, авторитет или здравый смысл. Ройс, став Черным Братом, не сторожит Стену, не участвует в опасных вылазках, не отмораживает уши и пальцы, выживая в снегах. Он просто играет.
И это не в юном Ройсе дело - когда начался бой, он показал себя не только хорошим бойцом, но и отважным человеком. Но снова - не братом Ночного Дозора. Ведь не за Стену и братьев отдал жизнь молодой Ройс. Он умер как сын лорда - за короля Роберта.
И смерть его - смерть человека, который до последнего не хотел ничего видеть, кроме собственных идей и порывов. Его прекрасные дорогие одежды превратились в лохмотья, лицо - изуродовано, сам он мертв. А единственный уцелевший глаз наконец-то увидел.
Через Гареда нам показывают опытного Дозорного - тот щит мира людей, что должен сплотить вокруг себя молодняк и повести их в бой против ночи.
С одной стороны, Гаред - умный мужчина. Он прожил гораздо дольше, чем многие другие братья Ночного Дозора, многое видит, подмечает, про себя делает верные выводы. С другой - даже в гневе, понимая, что Уэймар не прав и рискует, что в лесу происходит что-то опасное, Гаред подчиняется воле Уэймара. Хотя и знает, что лорденыш играется в Дозорного и не понимает до конца, что делает. Хотя, за счет своих суждений, ума, наблюдательности и интуиции и пережил многих таких лордят. Однако подыгрывает мальчишке, годящемуся ему во внуки - ведь с Ройсом, когда он капризничает, лучше не спорить. Даже если его приказы и слова оскорбляют, угрожают здоровью и даже жизни отряда.
Сможет ли такой, кто же спорит опытный и бывалый условный Гаред объединить Стену? Пойти против глупого приказа лорда, который, скажем, прибыл откуда-то с Юга с поддержкой? Или промолчит и молча пойдет умирать, лишь бы лорд не обиделся, не ушел и не потребовал голову обидчика?
И наконец, Уилл.
Через Уилла мы узнаем, как попадают в Дозор простые люди. Лишних сыновей лорда отправляют в Дозор в дорогом новом наряде, в плащах из десятка соболиных шкур, с новым конем и мечом. Простолюдина Уилла ссылают в Дозор за попытку прокормиться с помощью браконьерства, поставив перед выбором: лишиться руки - т.е. возможности прокормить себя, даже если рука заживет, или отправиться на Стену.
Самому ненужному из сыновей лорда - дорогую одежду, меч, коня, сотни шкурок несчастных животных, чтобы мог поиграть в черного брата. Простолюдину - смерть и инвалидность за то, что его поймали, сдирающим шкуру одного-единственного оленя, убитого, чтобы не умереть с голоду.
И снова же, у Уэймара, такого же Черного Брата, самого младшего и неопытного в отряде, нет ни капли сочувствия, уважения, терпения. Он насмехается над Уиллом, не слушает его, перебивает. Обращается и замечает, только когда становится слишком поздно.
И в этом вся линия Уилла и при жизни, и после смерти - его не слышат.
И очень жаль, что мы никогда не узнаем, что видел Гарред, почему решил дезертировать, а не нести доказательства в Дозор. Вел ли его страх или понимание чего-то, что упустил Уилл? И что было бы, доберись он до Старого Дракона или Медведя - ему бы поверили? Или посчитали безумцем? Обвинили в смерти других или..?..
Отредактировано Меда (2021-12-09 00:08:24)
Поделиться32021-12-09 01:18:15
Если честно, я обожаю Пролог к первой книге. Больше люблю только Пролог к третьей. Мартину удалось одной короткой главой ясно и чётко обозначить три ключевые вещи для Саги:
1). Основной конфликт - война с Иными. Одичалые в Прологе присутствуют лишь в качестве трупов, Иные убили их точно также, как чуть позже убьют братьев Дозора. Для ледяных мертвецов нет разницы между знамёнами, гербами и ливреями. Эта нить будет проходить через все книги: либо люди объединятся перед лицом общего врага, либо их постигнет судьба героев Пролога. Они будут вырезаны поодиночке, забытые в снегах.
При этом, Иные вовсе не показаны как холодные и безэмоциональные машины для убийства. Они разговаривают друг с другом, смеются и насмехаются над последним боем сира Уэймара. Существенный контраст с Ходоками из сериала, у которых в принципе нет свободной воли и чувств. Иные Мартин - живые и разумные существа, которые вполне понимают страх юного рыцаря и его желание сразиться один на один с врагом. Понимают и насмехаются над этим. Иной, дравшийся с Ройсом, даже не удосужился его добить. Уэймар Ройс погиб не как рыцарь в бою, а как животное на бойне. Именно так Иные относятся к людям, и, как выяснится дальше, есть люди не лучше Иных.
Для Иных сама ситуация - охота и игра. Убили Одичалых, и ждали, пока за ними придут дозорные. Классическая ловушка с приманкой. Для людей ситуация - кошмар наяву, и этим Иные тоже явно наслаждаются. Что интересно, Гареда они не стали преследовать, а отпустили. Перед этим показав ему нечто, отчего он сошёл с ума. И это ещё одна жестокая шутка с их стороны: извращённое милосердие, которое хуже смерти. К тому же, они вовсе не против того, чтобы о них узнали. Напротив, им нужны живые свидетели, нужен страх, нужно шоу. Как покажут следующие книги, сила Иных не только в холоде и упырях, но и в страхе. Не посредством страха ли они стравили Вольный Народ и Ночной Дозор в безумной самоубийственной войне? Не страхом ли загнали остатки одичалых в места для бойни, вроде Хардхоума?
2). Очертания сословного общества Вестероса. Уэймар, Гаред и Уилл представляют собой общество Семи Королевств в миниатюре. Сир Уэймар Ройс - отважный рыцарь, хороший боец, и вполне здравомыслящий человек, но он скорее позволит себя убить, чем последует совету простолюдина. Даже несмотря на то, что этот простолюдин прослужил за Стеной дольше, чем сам Уэймар живёт. Он воплощает собой разом и достоинства, и недостатки вестеросского дворянства. В большинстве своём рыцари и лорды Семи Королевств - вполне приличные, смелые и честные люди. Но, в то же время, их губит излишняя самоуверенность, гордыня и презрение к тем, кто ниже них по рождению. Они не осознают собственной смертности, не прислушиваются к советам и без оглядки рвутся в бой. А потом случаются Иные. Или Черноводная. И "летние рыцари" никак не могут понять, как же их сказка обернулась кошмаром.
Уилл и Гаред, с другой стороны, типичные вестеросские простолюдины. Они неохотно следуют приказам поставленного над ними лорда. Потому что с какой стати отрядом командует мальчишка, а не ветеран, сражающийся на Стеной уже несколько десятилетий? И если для Уилла это просто неудобство, то для Гареда настоящее оскорбление. Несмотря на все его заслуги, потерянных братьев и отмороженные конечности, он всё равно навсегда останется никем. Любой лордик, едва прибывший на Стену, тут же примет на себя командование, и не станет слушать, что там лопочет этот старик без ушей. В Дозоре, формально, все равны, но на практике всё по-другому. Дворянин на Стене останется дворянином. Браконьер останется браконьером. Да, бывают исключения, вроде Коттера Пайка и Коурена Полурукого, но это именно что исключения.
Впоследствии лорды и рыцари в Речных Землях будут резать и жечь крестьян, а крестьяне начнут сбиваться в партизанские отряды и вешать лордов с рыцарями. Но предпосылки к бойне в РЗ и Братству Без Знамён можно найти уже в Прологе к первой книге.
3). Природа лидерства. Пожалуй, это одна из любимейших тем Мартина: кого можно считать достойным лидером? Какими качествами должен обладать человек, чтобы вести за собой людей? Уэймар Ройс отважен, умеет подчинять других своей воле, не особо глуп. Так почему же подчинённые его терпеть не могут и подчиняются лишь из-под палки? И на этот вопрос нам потом даст ответ Нед. Он скажет Роббу: "Лорд должен знать своих людей". И не только знать, но и уважать, иначе с чего им уважать его самого? Уэймар не знал своих людей, не уважал их, и они платили ему тем же. И большинство лордов Вестероса именно таковы. Им нет дела до людей, которые за ними идут, а потому и люди готовы за ними идти лишь пока не подвернётся шанс улизнуть.
Таков Тайвин, бросавший своих раненных солдат на дороге. Такова Серсея, считавшая всех вокруг дураками и тупым быдлом, с которым не нужно считаться. Таков Станнис, искренне верящий, что люди вокруг обязаны ему подчиняться просто потому, что он есть. И этот тип лидерства Мартину явно не нравится. Он во всех подробностях описывает, как люди, строящие свою власть исключительно на принуждении и страхе, обнаруживают себя и вовсе без всякой власти.
И, с другой стороны, такие люди как Джон и Дейнерис ведут людей личным примером. Они не требуют поклонения, свободно разговаривают со своими людьми, уважают и их, и их мнение. Людей старой формации, привыкших к первому типу лидерства, это пугает и злит. Как же так, Джон назначил каких-то крестьян командирами крепостей и взял себе в стюарды бывшего куртизана? Как он посмел следовать и духу, и букве правил Ночного Дозора?! Как посмела Дейнерис воспринимать рабов как людей, а не движимое имущество? Как посмела лишить господ их чувства превосходства над серыми массами?! Но люди охотнее идут именно за ними, за "неправильными" лидерами. Потому что знают, что те их не предадут. не оставят валяться на обочине, умирая от ран и голода, не спишут в утиль за ненадобностью, и не оставят в беде. Думаю, какой именно тип лидерства импонирует Мартину, объяснять не нужно.
И вот все эти вещи Дедушка умудрился рассказать и показать в одной единственной главе. В Прологе.
Поделиться42021-12-16 06:36:32
Первое, что цепляет в Прологе - это атмосфера. Холод, страх и смерть пронизывают каждый абзац и держат в напряжении, одно неотделимо от другого. Читатель испытывает напряжение и страх, как в те моменты, когда он находился в каком-то жутком месте совсем один и вздрагивал от каждого шороха. Но если те страхи были зачастую иррациональными, то здесь надвигается что-то ужасное, герои это остро чувствуют. Холод, тьма, дикий лес давно знакомы Уиллу и Гареду, но в этот раз все их инстинкты кричат: "бежать!". Лес то замирает, то оживает, только не нормально, а возрождая древний ужас - Иных. Они похожи на отдельную расу, имеют доспехи, самое острое в мире оружие, переговариваются между собой на неизвестном языке, глумятся и вместе с тем взаимодействуют слаженно, для некоторых команд им слова не нужны. Однако, они неестественные создания, противопоставлены всему живому. Люди и звери издают звуки, Иные - нет. Живые устают, Иные - нет. Они не имеют крови, и смерть для них не конец, а начало, и скоро они станут угрозой для всех людей.
Второе, что нас заинтересует, это сословное разделение. Мы наблюдаем ситуацию глазами Уилла и Гареда, а Уэймар Ройс представляется нам заносчивым мальчишкой, который мало что понимает и к которому простые дозорные не испытывают ни капли уважения. Однако, при более внимательном прочтении становится ясно, что у Уэймара, как и у всех героев ПЛИО есть своя позиция, и его вполне можно понять. Молодому рыцарю не нашлось места в обществе, как не нашлось бастарду, или преступнику, или простолюдину, который лишь пытался не умереть с голоду. Стена - незавидная участь, даже если прибыть туда разодетым с иголочки, с оружием, украшенным самоцветами. Его назначили командиром исключительно из-за происхождения и подготовки лорда, и он всеми силами будет пытаться выслужиться, чтобы подняться в должности. Его задание - выследить группу разбойников-одичалых, и он стремится выполнить его во что бы ни стало. Он умен и наблюдателен, отважен, не желает недооценивать врага, пойдет до конца и будет требовать того же от подчиненных, но он не знает Севера, и неспособность его мышления выйти за рамки тех категорий, которыми он руководствуется, сыграет с ним и его развед-отрядом злую шутку. В его рассуждениях есть логика. Одичалые не могли замерзнуть из-за оттепели, теоретически могли перехитрить дозорных, крови не было, а костер обнаружит их стоянку. И почему он должен верить в детские сказки?... Но всё ведь совсем не так? И Уилл с Гаредом, совершившие множество походов за Стену, это понимали. А у Уэймара нет опыта в разведке, он производит слишком много шума, даже его лошадь никуда не годится; он не знает, как опасен холод, не "слышит" лес, напрочь отсутствует инстинкт самосохранения и хоть какая-то интуиция, можно сказать, звериное чутье, которое со временем приобрели Уилл и Гаред. Он не заработал авторитета и уважения и лишь пытается самоутвердиться за счет оскорбительных насмешек и приказов. Если бы он больше взаимодействовал с подчиненными, общался с ними как с равными, прислушивался к ним, возможно, у них был бы шанс спастись. Но существующее разделение не позволяет даже сделать замечание молодому командиру о громких возгласах, производимом шуме или позиции, где он как на ладони для всех врагов, кем бы они ни были. Возможно, поэтому Гаред думает о нем, как об очередном лорденыше, даже до Иных такие жили недолго.
Уилл и Гаред - лишь осужжденные простолюдины, и выбора у них было куда меньше, чем у сына лорда. Даже если бы жизнь лорденыша была тяжелой и трагичной, и его насильно отправили на Стену, они бы не прониклись к нему пониманием и продолжили бы считать, что он намного везучее их. Это очевидно, ведь пока они рисковали свободой ради куска хлеба, лорденыш воспитывался в замке в тепличных условиях, не голодал, получал образование, учился обрашаться с мечом, и его проблемы никак не могли быть больше, чем их. У Уилла, а тем более Гареда, есть опыт, но ни у одного из них нет задатков лидера. Уилл боится быть вовлеченным в конфликт и сказать лишнее слово, а Гаред производит впечатление человека, который за многие годы службы уже просто устал. Гареду не важно, кто или что убило одичалых, его не волнует, что они вернутся ни с чем, он желает вернуться до наступления холодов. Может, с возрастом он стал куда меньше рисковать, а то, что он увидел, услышал и почувствовал в этот раз, привело его в состояние такого ужаса, что он лишился рассудка? Впрочем, даже сойдя с ума от страха и будучи не в состоянии объяснить, что же случилось, Гаред сумел перебраться за Стену, дезертировал и отправился на юг.
В отличие от Гареда, Уэймар Ройс и Уилл не потеряли рассудок. Уилл хотел принести расщепленный клинок на Стену и предупредить НД, но ему не дали. А не верящий в сказки Уэймар, столкнувшись лицом к лицу с жутким созданием, довольно быстро оправился и, смирившись со своей скорой смертью, дал существу последний бой. Иной его, можно сказать, уважил, позволив сразиться один на один. Только почему? Сколько их раса знает о людях? Соблюдали ли они законы честной схватки или лишь снисходительно развлекались над своей жертвой? Даже несмотря на весь ужас и обреченность положения, восклицание летнего рыцаря "За короля Роберта!" выглядит донельзя нелепым. Там, за Стеной, нет дела до разборок лордов и королей, и кто сейчас сидит на троне, и зачем за него сражаться - здесь имя короля, не важно какого, абсолютно лишнее. Где идет война живых против мертвых, все южные войны не значат ничего, и даже смысл противостояния дозорных против одичалых теряется, недаром они были упомянуты в Прологе лишь мельком и сметены ледяными демонами до того, как те нацелились на разведчиков.
Заранее прошу простить за некоторый сумбур надеюсь, дальше буду выражать свои мысли более последовательно))