— Быть может, ты и прав, — сказал мейстер Эйемон. — А скажи мне, Четт, как бы ты поступил с таким мальчишкой?
— Предоставил бы его самому себе, — ответил прислужник. — Стена не место для слабых. Пусть учится, пока не будет готов, сколько бы лет на это ни потребовалось. Сир Аллисер или сделает из него мужчину, или убьет — если так захотят боги.
— Это глупо, — сказал Джон. Он глубоко вздохнул, собираясь с мыслями. — Помню, как однажды я спрашивал у мейстера Лювина, почему он носит цепь вокруг шеи…
Мейстер Эйемон легко прикоснулся к собственной цепи, костлявый морщинистый палец погладил тяжелые металлические кольца.
— Продолжай!
— Лювин сказал мне, что оплечье мейстера делается в виде цепи, чтобы он не забывал о том, что дал присягу служить, — сказал Джон вспоминая. — Потом я спросил, почему все кольца делаются из разных металлов. Ведь серебряная цепь лучше смотрится с серым одеянием. Мейстер Лювин расхохотался. Мейстер кует свою цепь занятиями, — объяснил он мне. Различные металлы олицетворяют разные науки.
Золото — знак знания денег и расчета, серебро — умения исцелять, железо — военного дела. Он сказал, что есть и другие истолкования. Наплечье должно напоминать мейстеру о стране, которой он служит, так ведь? Лорды — это золото, рыцари — сталь, но из двух звеньев цепь не скуешь, нужны серебро и железо, свинец и олово, медь и бронза и все остальные — то есть фермеры, кузнецы, торговцы и прочие люди. В цепи должны быть разные металлы, потому что стране нужны разные люди.
Мейстер Эйемон улыбнулся:
— И что же?
— Ночному Дозору также нужны всякие люди. Зачем существуют разведчики, стюарды и строители? Лорд Рендилл не смог сделать из Сэма воина, и сир Аллисер тоже ничего не добьется. Из олова не выкуешь железный меч, сколько ни стучи молотом, но это не значит, что олово бесполезно. Почему бы Сэму не стать стюардом?
Мейстер Эйемон ответил мягче:
— Твой друг охотник?
— Он ненавидит охоту, — пришлось признать Джону.
— Умеет ли он возделывать поле? — спросил мейстер. — Сможет ли он править фургоном или плыть под парусом? Сумеет ли он забить корову?
— Нет.
Четт нахально захихикал:
— Видел я, что случается с изнеженными лорденышами, когда они берутся за дело! Поставь его сбивать масло, так кровавые мозоли набьет. Дай колун, чтобы колоть дрова, так ногу себе отрубит!
— Но я знаю, в чем Сэм не уступит никому другому.
— Говори, — приказал мейстер Эйемон.
Джон с опаской глянул на побагровевшего Четта, стоявшего возле двери с сердитым лицом.
— Он может помочь лично вам, — сказал он. — Он умеет считать, читать и писать. Я знаю, что Четт не умеет читать, а у Клидаса слабые глаза. Сэм прочел каждую книгу в библиотеке своего отца. Он ладит с воронами, животные любят его. Призрак сразу привязался к нему. Он умеет многое, если не считать военного дела. Ночному Дозору нужен каждый человек. Зачем же бесцельно убивать его, когда лучше приставить к делу!
Мейстер Эйемон закрыл глаза. На короткое мгновение Джон было решил, что он уснул. Но наконец старик произнес:
— Мейстер Лювин хорошо [b]выучил тебя, Джон Сноу. Твой ум, похоже, столь же ловок, как твой клинок.[/b]
— Значит ли это…
— Это значит, что я обдумаю твои слова, — твердо сказал ему мейстер. — А теперь, похоже, я сумею уснуть. Четт, проводи нашего юного брата до двери!
Порой в текстах Мартина есть слово-ключ, фраза-ключ. Если взять что-то такое, как нить, и нанизывать детали, связанные с этим словом, то окажется, что чья-то судьба бусинка за бусинкой занимает свое место. Я зацепилась за одно такое слово, которое сквозить во второй части ИП. Это есть в главах Неда, Джона, Кет, Брана и т.д. А само слово "мальчик" во всех его вариациях и касается оно Джона. Не все цитаты о нем. Но они его касаются. Даже те, что, вроде бы, о Роббе или о ком-то другом. Мартин словно ставит точку, давая понять, что именно отсюда, с момента форсирования конфликта Старков с Ланнистерами, начинается путь взросления Джона. И поступки Робба - частью зеркальное отражение этих поступков. Я взяла множество цитат (но не все, лишь те, которые могу назвать истинно важными). И все вместе они прямо намечают будущий путь Джона-правителя и дают намеки на то место, куда автор движет героя. И то, что они спойлерят этот путь, ясно лишь после. Чем и прекрасен Мартин.
В отрывке выше ясно прослеживается то, что сам Джон еще не готов к чему-то. Он пока не мужчина, он не прошел свой путь. Но он ему предстоит. Путь служения, прежде чем он станет тем, кем должен быть. За одно есть намек и на путь Робба. Он в тексте зачастую завязан на слово "лорденыш".